Наверняка кто-то вспомнит дрожащую руку Мохаммеда Али, которому в 1996 году на Олимпиаде в Атланте была оказана высокая честь зажечь олимпийский огонь. Глядя на него, просто не верилось, что когда-то этот великий боксер целых 12 раундов буквально танцевал на ринге, не подпуская к себе противников. В финале жизни он страдал болезнью Паркинсона со всеми ее унизительными симптомами: нетвердая походка, бессвязная речь…
От этого прогрессирующего расстройства головного мозга не застрахован никто. Впервые заболевание, вызывающее гибель нейронов, было описано уже двести лет назад и до сих пор считается неизлечимым, хотя лекарства, которые могут замедлить его течение, существуют. Поэтому для многих диагноз «болезнь Паркинсона» звучит как приговор. Однако, как утверждают врачи, пациенты могут приспособиться к новым условиям и сохранить позитивный взгляд на жизнь.
Паркинсонизм считается недугом пожилых людей – чаще всего он развивается у тех, кто старше 65 лет. Однако в последнее время заболевание значительно «помолодело» и проявляется уже у сорокалетних.
Проблема выявления болезни состоит в том, что ее клинические симптомы появляются лишь на поздних стадиях, когда у пациента умерло уже более 60% нейронов в определенной области мозга (так называемой черной субстанции), отвечающей за организацию двигательных функций.
Хотя доказано, что лет за 10 – 15 до возникновения двигательных нарушений у больных появляются симптомы, которые большинство из них никак не связывают с болезнью Паркинсона. Это могут быть нарушения работы желудочно-кишечного тракта, расстройства мочеиспускания, нарушения сна, боли в мышцах и суставах, повышенное чувство усталости, депрессия… Самый характерный признак дебюта заболевания – ухудшение обоняния. Но все эти «звоночки» люди, как правило, не замечают.
Важно подчеркнуть: хотя болезнь Паркинсона необратима, она не смертельна. По словам доцента кафедры неврологии ПСПбГМУ им. Павлова Аллы Тимофеевой, в настоящее время существует достаточное количество препаратов, которые могут уменьшать проявления недуга и помогать человеку на всех этапах его жизни.
«Подбор терапии при болезни Паркинсона – это плетение кружев. Мы движемся постепенно от приема одного или двух препаратов на ранних стадиях до сложной терапии, которая может включать пять-семь препаратов в течение дня и ночи. Это сложно, кропотливо, но результат того стоит. Мы не можем полностью излечить человека, но мы можем помогать ему и его близким побеждать болезнь каждый день», – подчеркнула Алла Тимофеева.
В Петербурге около двух тысяч таких пациентов, которых лечат в трех специализированных центрах – в Военно-медицинской академии им. Кирова, СПбНИПНИ им. Бехтерева и Первом медицинском университете им. Павлова.
В последнем работает единственная пока в Петербурге школа пациентов, в основе которой лежит идея двигательной реабилитации и лечения с помощью танца. Занятия там проходят в открытой группе (прийти может любой желающий и даже без записи). «Учеба» начинается в сентябре и заканчивается в мае.
– Для пациентов с паркинсонизмом очень важно поддержать свою самооценку, не дать ей упасть из-за недуга. Кто-то продолжает работать – это хороший якорь. Но многие, чья жизнь из-за болезни сильно изменилась, сравнивают себя и свои возможности в прошлом и сейчас. Для них это уязвимое сравнение. Мы стараемся объяснить человеку, что не нужно оглядываться на «прошлого себя» или на более ловких и здоровых людей. Нужно строить самооценку на новых основаниях. Психологические занятия помогают человеку вновь почувствовать себя благополучно. Люди вдохновляются, у них появляются какие-то личные интересы, – говорит доцент кафедры психологии НГУ физической культуры, спорта и здоровья им. Лесгафта Елена Хвацкая, которая ведет занятия. – Часто пациенты сталкиваются с ситуациями, когда им нагрубили на улице или в метро из-за того, что они слишком медленно двигались. Важно объяснить, что не стоит обижаться на грубость – это проблема человека, который не знает о болезни Паркинсона.
Отдельное направление работы школы пациентов – танцы. Они, по словам врачей, являются эффективным средством реабилитации. Пациенты разучивают и стандартные бальные танцы, и латиноамериканские, и даже народные. Но особенно популярны вальс и танго.
– За два года занятий танцами наблюдается кардинальный прогресс. Танец – разновидность разнообразных движений. Мы тренируем и ловкость, и равновесие, и координацию. В подготовительной части тренировки пациенты работают над концентрацией внимания, включают те мышечные группы, которые будут задействованы в движении. Затем уже разучивают танец в адаптированном для них виде. Для людей с болезнью Паркинсона трудно начать движение, а ритмичная музыка облегчает этот этап. Благодаря занятиям у пациентов становятся крепче мышцы, повышается выносливость и, конечно, поднимается настроение, – отмечает Наталья Латышева, доцент кафедры физической культуры НГУ физической культуры, спорта и здоровья им. Лесгафта.